Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 5
"РЕФОРМЫ
В РОССИИ"
2005 г.

СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ. ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ
Реформа идет. Хотя и непоследовательно

Реформа государственной службы задумана как приоритетное направление государственного строительства и важнейшая составная часть преобразований во всей административной сфере. О том, как идет эта реформа, наш корреспондент попросил рассказать директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста России Т.Я. ХАБРИЕВУ. Сегодняшний собеседник «НВ» входит в состав президентской комиссии по вопросам совершенствования государственного управления, а также двух межведомственных рабочих групп, образованных при этой комиссии.
— Талия Ярулловна, какова Ваша оценка замысла реформы государственной службы? Насколько последовательно он проводится в жизнь?
Реформирование государственной службы призвано стать одним из ключевых элементов совершенствования всей системы государственного управления. Реформа должна решить ряд основополагающих для данного института проблем. Необходимо, в частности, устранить имеющиеся противоречия и пробелы в законодательстве о государственной службе, повысить авторитет государственного служащего, открыть путь внедрению современных технологий управления, привести половозрастную структуру государственной службы в соответствие с половозрастной структурой занятого населения. Реформа идет, хотя некоторая непоследовательность в ее реализации наблюдается. Так, одной из ее задач являлось повышение гарантий государственным служащим. Однако контрактная система государственно-служебных отношений в том виде, как она закрепляется в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отнюдь не гарантирует служащему стабильности при реализации его прав. Закон рассматривает права и обязанности служащего в качестве существенного условия служебного контракта, но в то же время закон устанавливает, что в случае изменения существенных условий профессиональной деятельности по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий контракта без изменения должностных обязанностей служащего. Представляется, что применение этой статьи сводит на нет назначение служебного контракта. Достаточно сложно смоделировать ситуацию, когда существенно изменяются условия профессиональной служебной деятельности, но не меняются должностные обязанности.
Основы и главные направления реформы нашли воплощение в Концепции реформирования государственной службы, утвержденной президентом России, в законах «О системе государственной службы в Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в федеральной целевой программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005  гг.)».
— Реформа государственной службы, по идее, должна одинаково распространяться на все сегменты, все уровни чиновничьего класса. Насколько она в данный момент сбалансирована?
На практике пока этого не произошло. В настоящий момент реформа коснулась исключительно лиц, занимающих руководящие должности государственной гражданской службы, при этом в меньшей степени она затронула служащих, занимающих ведущие, старшие и младшие должности. Отсутствие сбалансированности объясняется и тем, что одновременно с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не были приняты иные видовые законы, что вызвало определенные расхождения в регулировании государственно-служебных отношений различных видов и отсутствию комплексного подхода к реформированию государственной службы в целом.
— В свое время множество нареканий вызвало резкое повышение зарплаты и прочих выплат высокопоставленным чиновникам. Так ли уж был оправдан этот рост? И как он соотносится с уровнем оплаты труда в других структурах госслужбы, в т.ч. регионального и муниципального уровней?
Рост оплаты труда являлся закономерным этапом воплощения Концепции реформирования государственной службы. В противном случае не стоило и говорить о возрастании престижа государственной службы, что свело бы на нет весь замысел реформы. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время размер оплаты труда лиц, занятых в государственном секторе, значительно ниже реальной стоимости их труда. Вместе с тем представляется, что повышение уровня оплаты труда должно иметь более обоснованный и планомерный характер, а не затрагивать лишь отдельные виды должностей.
— Что, на Ваш взгляд, более всего препятствует сейчас реформированию системы государственной службы? Какие преобразования необходимо осуществить в этой сфере в первую очередь?
Любая реформа — это преодоление. Преодоление привычных стереотипов, преодоление и ликвидация старых правил. А это требует времени, поэтому важно сейчас не потерять темп. Время идет, проводятся другие серьезные реформы, государственная служба должна поспевать за ними, иначе ни одна из целей не будет достигнута. А тем временем затягивается принятие ряда нормативных актов, предусмотренных планом первоочередных мероприятий по реализации закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Думается, следует расширить информационное освещение мероприятий по реформированию государственной гражданской службы, а также организационно-методическое обеспечение ее осуществления. Подчас не согласована деятельность межведомственных рабочих групп, ответственных за проведение различных мероприятий по совершенствованию государственного управления. Например, подготовка проекта закона «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» осуществляется без учета положений закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Соответственно, имеются многочисленные расхождения в терминологии, которые в дальнейшем могут привести к коллизиям правоприменения понятий «должностное лицо», «государственный гражданский служащий», «должностной регламент», «административный регламент» и так далее. Вероятно, следует усилить координацию деятельности разработчиков соответствующих проектов, а также значительно повысить уровень правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Ирина МИТЯЕВА