Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 2, 2007 год
Тема номера:
"Служим Отечеству!""

Танки

ТЕМА НОМЕРА: СЛУЖИМ ОТЕЧЕСТВУ! СТАТИСТИКА
ЛУКАВЫЕ ЦИФРЫ ОБОРОННОГО БЮДЖЕТА

Милитаризация экономики – свершившийся факт. Но где же танки и новые самолеты?

На состоявшейся недавно в Мюнхене конференции по проблемам безопасности российские руководители сделали ряд важных заявлений, касающихся оборонных планов России на будущее. Квинтэссенция их тезисов состоит в том, что Москва не намерена милитаризировать свой оборонный бюджет и на военные угрозы США и НАТО ответит асимметричными недорогими мерами. Скажем, вице-премьер Сергей Иванов, делая вслед за президентом свой доклад о военной ситуации в мире и планах по модернизации ВС РФ, прямо заявил, что Россия не намерена участвовать в какой-то новой гонке вооружений. «Мы будем защищать наши национальные интересы, используя передовые технологии в военной индустрии. И наш военный бюджет не будет агрессивным, как это было в годы «холодной войны», и не будет угрожать никому, в том числе США», – сказал он. При этом Иванов отметил, что «мы не намерены наступать на одни и те же грабли и не собираемся повторять то, что было во времена «холодной войны», когда военные расходы СССР составляли более 30% ВВП страны». Он подчеркнул, что российский военный бюджет составляет в настоящее время 2,6–2,8% ВВП, и что Россия не намерена увеличивать его более чем до 3% ВВП.
3% от ВВП на оборонные нужды – это неплохой показатель. Приблизительно такую часть от валового внутреннего продукта тратит на оборону Греция или Турция. Бюджет Франции и Болгарии – 2,5% от ВВП.
Здесь надо заметить, что в России произошел за последние годы бурный рост экономики. Таким образом, в абсолютных величинах военные расходы выросли в разы. По данным министра обороны, озвученным на «Правительственном часе» в Госдуме 7 февраля 2007 года, за 6 последних лет финансирование национальной обороны увеличилось более чем в 3,5 раза – с 214 до 821 млрд рублей. То есть уровень трат на национальную оборону в бюджете страны ежегодно составлял 2,6–2,7% от ВВП. Но так как экономика России росла, реальные расходы на оборону ежегодно увеличивались как минимум на треть. Теперь же, когда возможные отчисления на военные нужды составят 3% от ВВП, с учетом роста экономики ежегодный прирост оборонных расходов в бюджете страны в натуральном денежном виде составит 50–60%. Этот прирост, конечно, выше темпов роста нашей экономики и, естественно, будет замечен в мире. Скажем, как бы мы ни критиковали милитаризм США, но за все правление Джорджа Буша бюджет Пентагона вырос лишь на 65%. Так, в 2008 финансовом году, по сравнению с нынешним, он подрастет всего на 11%.
Как мы видим, темпы прироста расходов на оборону в РФ выше, чем в США. Хотя сравнивать бюджет США и России некорректно. США тратят на оборону в 25 раз больше, чем Россия. Военные расходы Пентагона составляют 3,7% от ВВП США. Это действительно милитаристский бюджет, который позволяет вести Пентагону широкомасштабные боевые действия в Афганистане и Ираке. Но бюджет России в относительном сравнении тоже не маленький. Если рассматривать финансовую ситуацию в РФ на 2007 год, то 3% от ВВП в долларовом выражении составляет 975,5 млрд рублей или 35,8 млрд долларов США. Заметим, что почти такой же бюджет имеет Китай.
Ракетные установкиВ 2006 году военный бюджет в Поднебесной составил 36,7 млрд долларов США или всего 1,62% от ВВП страны. Хотя китайская армия в два раза больше российской (2,3 млн военнослужащих). При этом ей хватает средств как на содержание своих солдат и офицеров, так и на активную модернизацию войск и военно-морского флота. Китайцы, в отличие от Российского военно-промышленного комплекса, активно развивают свою военно-космическую отрасль, планируют оснастить военный флот авианосцами и новыми субмаринами, начали производство и оснащение своих войск новыми боевыми самолетами и вертолетами. В России же полное перевооружение, скажем, ВВС планируют только к 2020 году. Зададимся вопросом: почему китайцам хватает средств на активную модернизацию своей армии и флота, а вот в России, которая уже сейчас тратит на оборону не меньше средств, чем КНР, этот процесс растянется на целые полтора десятка лет?
Ответ здесь прост: стоимость военной продукции и ресурсов в РФ растет из года в год, обгоняя инфляцию, и значительно выше, чем в КНР. Об этом открыто говорил вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов, посещая в августе прошлого года дальневосточные оборонные предприятия, призвав приморских оборонщиков искать технологии конкуренции с более дешевым производством Кореи и Китая. По признанию первого заместителя председателя Военно-научного комитета Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Александра Конотопа, «в период 2003–2005 годов стоимость военной продукции по некоторым показателям выросла в 4 раза. В этих условиях без индексации выделяемых ассигнований просто невозможно выполнить задание государственной программы вооружений». В свое время, в бытность заместителем министра Минэкономразвития, нынешний первый заместитель председателя военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ министр РФ Владислав Путилин отмечал в беседе с автором этих строк, что правительство очень озабочено тем, что за последние годы стоимость производства, к примеру, ракеты «Тополь-М» возросла в три раза, обогнав все мыслимые и немыслимые темпы инфляции в стране.
Таким образом, складывается впечатление, что, с одной стороны, у России в целом расходы на оборону соответствуют среднемировым и не являются довольно большими и пугающими. Однако факт, что ввиду роста ее экономики (в основном за счет продажи нефти и газа) ежегодные темпы прироста натуральных денежных трат в РФ на национальную оборону являются одними из самых высоких в мире. Может быть, здесь Россию опережают только также богатые нефтяными ресурсами Азербайджан или Казахстан, которые в 2007 году удвоили свои военные бюджеты. Но, с другой стороны, относительно большие абсолютные цифры оборонного бюджета РФ не дают ей возможности закончить модернизацию армии и значительно укрепить свою обороноспособность. Неэффективная российская экономика, которая из года в год в разы увеличивает стоимость военной продукции, сводит на нет усилия руководства страны, направленные на совершенствование военного организма государства.
Владимир Мухин, обозреватель «Независимой газеты» специально для «Нашей власти»